[SIZE=+1]
Протодиакон Андрей Кураев
Преодолеть инерцию лени, или «аще настоятель буде устамши»
Протодиакон Андрей Кураев— Можно ли крестить детей у некрещеных, неверующих, совсем нецерковных родителей?
— Собственно говоря, крещение детей — это кредит доверия, который Церковь выдает родителям в ответ на их веру. Выдает в надежде на то, что задаток будущих благ, который таинственно всевается в Крещении, будет возращен той средой, в которой воспитывается малыш.
Если же об этой среде мы заранее знаем, что она нецерковна и совершенно не собирается помогать росту этого зерна-то тогда получается, что мы занимаемся профанацией, а не спасением.
У церковных родителей можно крестить «весь дом», по-апостольски. А если «дом» и не изъявляет желания становиться христианским? Если для этих людей крестины малыша — это повод для пьянки? Если для них крестины это способ закрыть для себя религиозную тему еще на многие и многие годы — до ближайших семейных похорон?
— Какая степень предварительных знаний о вере может считаться удовлетворительной у крещаемого?
— Если речь идет о взрослых, то, наверное, должна быть как минимум готовность дальше открыть себя для церковного опыта. Здесь дело не в количестве усвоенных килобайт — мы не на ЕГЭ. Нужно понимание того, Кто есть Христос Спаситель. Понимание того, что те заповеди, которые Он нам дает через Писание и Церковь — это заповеди для современного человека, а не для какого-то его древнего предка. Понимание того, что они нужны именно для спасения, а не просто для собственного житейского или душевного комфорта.
Если такое понимание есть, то, наверное, можно приступить к совершению Таинства.
— Должен ли священник выяснять мотивы прихода к Крещению? Должны ли эти мотивы влиять на принятие решения: совершать Таинство или не совершать?
— Есть священники и епископы, которым удобно быть продавцами. Продавец не интересуется, с какой целью человек покупает в аптеке шприц. Это не его дело: какая у вас болезнь и что вы будете этим шприцом вводить... Может быть, этот шприц будут использовать в домашнем хозяйстве или для химических опытов.
Продавца это не интересует, как не интересует его мотив, почему вы покупаете в магазине бутылку шампанского: будете ли вы вскрывать с женой, с любовницей, на работе, на Новый Год или на Рождество...
А священник действует во имя Того, Кто взирает именно на помыслы человеческие. Поэтому вопрос о мотивах — это самый главный вопрос, если священник не патологический лжец (таковые, как показывает современная дискуссия, тоже есть). Впрочем, даже патологический лжец знает, как много людей приходят креститься по мотивам, совершенно далеким от христианских.
Закрывать на это глаза можно только при одном условии: если доход в церковную кассу для такого лжесвященника дороже, чем забота о спасении людей. Вот это и есть «рыночное богословие».
Я поражен тем, как ловко эти «рыночники» перебрасывают аргументы и заявляют, что, ах, катехизация, видите ли, приведет к формализму, катехизация всех людей обезличит в глазах священника-катехизатора... На самом деле, все происходит ровно наоборот. Именно Крещение без катехизации обезличивает людей. Когда же протоиерей декларирует, что на мотивы обращать внимания нельзя — я должен сказать, что с таким епископом мы исповедуем совсем разные религии. И мой оппонент достоин титула не протоиерея, а верховного шамана.
[/SIZE]