Отредактировано:06.04.10 21:46
[B]Прививка от мифов[/B]
Полдюжины обезьян с печатными машинками, за небольшое количество вечностей напечатав Библию, не поймут в ней ни слова. Зато горе тем, кто не поверит в то, что назовут Библией сами обезьяны.
(Следствие из Теоремы о бесконечных обезьянах).
Автор, не будучи профессиональным историком, не ставил перед собой задачи написать очередной трактат по апологии истории (интересующихся можно отослать, например, к блестящей одноименной книге Марка Блока). Однако, для начала разговора, напомню утверждение, что христианский Бог – есть Бог, неотделимый от истории, в силу исторических фактов его вочеловечения, земного пути, смерти и воскресения. Следовательно, отрекаясь от истории или сознательно ее искажая, люди отрекаются от Бога и святых Его. Знание истории является фундаментом традиционной христианской религиозности. Оно же является и замечательной прививкой здорового патриотизма, поскольку дает достаточный объем фактов и инструментов их анализа для получения стабильной картины исторического пути страны, которую человек считает Родиной, в сравнении с другими странами и цивилизациями, выделяет наиболее замечательные вехи этого пути и дает ориентиры, нравственные образцы в виде исторических периодов, личностей и типов поведения, которые воспринимаются населением страны как «достойные подражания» и «героические», то есть наиболее созвучны менталитету нации.
Что подтолкнуло меня коснуться данной темы? Очевидно, что в свете современных тенденций глобализации, размывания внутренних и внешних границ и духовных ориентиров знание истории вкупе со способностью к критическому анализу внешних поведенческих моделей становится «неполиткорректным» (! ), поскольку препятствует жизни во имя сиюминутных удовольствий, земной славы и иллюзорного богатства, затрудняя манипуляции сознанием, которые в последние десятилетия приобретают все более цинично-агрессивный характер.
Смыслом манипуляций является очередная попытка замены исторической реальности глобальным мифом. Удобство мифа очевидно: в нём, как в электронной презентации, можно легко и незаметно менять отдельные кадры, и никто не поинтересуется доказательствами, не вспомнит, что было в предыдущей версии (с теми, кто помнит и интересуется, поступают как в книге Оруэлла «1984»). Как вирус, убивающий связность и критичность мышления, миф (и его творцы) объектом первой разрушительной атаки избирает «трансфер факторы»* общественного организма – аристократию по крови и духу: она легко отличает настоящие, живые ценности от бутафорской имитации и легко разрушает последнюю самим своим существованием**.
По той же причине мифотворцам-революционерам так ненавистны «свидетели веков»: старинные здания, книги, драгоценности, утварь – они развенчивают сомнительные притязания и ущербность «новой истории»: волевой порыв костедробилок новых идеологий, как правило, не ставит во главу угла культуру, а из науки берет самое прикладное, действенно-разрушительное. Подчинить себе массы, нагнать страха, объяснить «на пальцах» азы нового мифа – а там разберемся. Умные люди сыщутся и вольют «вино молодое в мехи ветхие», посотрудничают с победителями. Главное – стереть образ Божий, воплощенный в понимании прекрасного и святого, появившемся в результате духовной возгонки многих поколений богоискателей. «…разрушим до основанья, а затем…»
Особенно рьяно всё, что не льёт воду на мельницу нового мифа, вычищается из «реакционных», «устарелых» учебников: «племя молодое», менее искушенное в духовных нюансах, жадное до ниспровержения устоев, легче сделать орудием и опорой для картонной пирамиды очередного «великого кормчего» или «глашатая новой жизни». Увы, новые пирамиды строятся не из многотонных блоков, а из отходов и килобайтов.
Да, материальная оболочка мифа должна быть дешёвой, поскольку делается массово и для бедных, из подручных материалов, по единому шаблону. Штыки воинствующей идеологии – листовки, агитки, лозунги, плакаты, карикатуры, в последние годы – самопальные видеоролики и «любительские» сайты***.
Кстати, о шаблонах и упрощениях. За последний век обеднение материальной культуры шло по экспоненте. Международные стандарты сделали изделия из разных стран одинаковыми (это касается не только гамбургеров и ширпотреба), а уникальные вещи оседают в узком слое избранных: помимо средств на их приобретение (наличие которых не всегда является определяющим условием, их ведь могут и дарить! ), надо иметь вкус и видеть вещь в культурно-историческом контексте, которым (помимо таланта мастера) и определяется ценность произведения. Для остальных есть конвейер материального и духовного синтетического комбикорма (каждому по вместимости и пищеварительной способности резервуара) при массированной поддержке «вкусовых добавок»: рекламы и моды. Личное время (единственная настоящая ценность, помимо души, но в отличие от последней, не вечная) скармливается левиафанам сериалов, шоппинга и прочего задрапированного безделья. Уже не требуется интеллектуальных и душевных усилий, тем более совместных (это нарушает общую идиллию). Плати, потребляй и молчи. «Промежуточное звено, необходимое природе для создания венца творения: рюмки коньяка с ломтиком лимона» (А. и Б. Стругацкие. Понедельник начинается в субботу).
Так на месте «неполиткорректного» исторического Бога появляется от всех равноудаленный кумир, выхолощенный символ. Подстриженный духовный сорняк, взрыхленный равнодушием и удобренный криками о полном плюрализме. «Letting a hundred flowers blossom… » Правда, Мао, сказав это, вскоре поправился и начал вырвать сорняки.
[I](Продолжение в комментах).[/I]