У собиравшихся в Вифаваре иудеев была и еще одна веская причина ожидать Богоявления на этом самом месте. Холм Ильи-пророка лежит в той долине, где был погребен Моисей и там, где в годы Вавилонского рассеяния Иеремия спрятал Ковчег со Скрижалями Ветхого Завета. И хотя могила великого вождя Израиля так и остается неизвестной «даже до сего дня», гору Моисея, библейскую Нево, археологи смогли определить. Еще в XIX веке по найденным остаткам византийских святынь и благодаря местным жителям. Они показали пик, откуда лучше всего виден Иерусалим, а у его подножия – потрясающей красоты источник, который бедуины называют «Слезами Моисея». Только мудрый поэт мог расслышать это имя в ручье. Ведь в землю, куда пророк стремился мучительных сорок лет, он так и не смог войти. Господь лишь позволил взглянуть на неё перед смертью.
Все говорило учёным о том, что место Крещения где-то совсем близко, но Иордан в наши дни течет не так, как две тысячи лет назад. Он стал уже и много раз менял русло. Поэтому, когда через три года после начала работ в 14 метрах от Великой реки ученые обнаружили остатки очередного церковного ансамбля, они сначала обратили внимание только на то, что его храмы стояли один на другом.
Однако постепенно выяснилось, что все три церкви были построены и разрушены в очень короткий отрезок времени: с пятого по шестой век новой эры. Первый храм стоял на арках и был украшен мрамором. К сожалению, его смыло разливом. Второй, тоже с мрамором и еще более дорогой мозаикой, также рухнул от воды. И третий тоже. Мрамор и в современной Иордании нелегко достать, а тогда это была царская роскошь, потому что камень везли на кораблях из Италии. Но вопрос заключается даже ни в этом, а в том, почему они упорно строили церкви на таком опасном месте"
Ответ стали искать во всех дошедших до нас письменных упоминаниях о Вифаваре. Записки древних путешественников, географов, церковных историков. В них были противоречия, но большинство авторов упоминали о храмах с мраморными полами и указывали на то, что Господь вошел в Иордан в пяти римских милях от Мертвого моря, то есть именно на таком расстоянии, которое и сегодня отделяет устье реки от трех загадочных церквей.
Некоторые же из древних паломников рассказывали о маленькой часовне, стоявшей у самой кромки воды, как о месте, где Господь снял одежду. Например, русский игумен Даниил, который побывал здесь в начале двенадцатого века, в точности описывает Вифавару такой, как мы видим её сегодня, и говорит: «Три храма и часовня отмечают место, где принял Крещение мой Бог».
После Латинского королевства, при котором отец Даниил совершил свое знаменитое «хожение во Святую Землю», здесь наступили времена забвения. Отчасти этому способствовали землетрясения; отчасти – войны крестоносцев, своей известной жестокостью так настроивших против себя людей, что от поражения их не могли уберечь даже самые неприступные стены многочисленных городов-крепостей. Более подробных причин источники не указывают, но, как бы там ни было, большинство памятников Заиорданья стали «открываться» заново лишь в начале XIX века.
Шаг за шагом, в условиях, крайне далеких от комфорта современных здешних курортов, ученые-романтики самоотверженно и бережно откапывали из-под земли, очищали от песка и выводили на свет живую «карту» Исхода – карту переправы людей из рабства на волю, к свободной жизни человека с Богом. Этот труд продолжается и по сей день. Специалисты считают, что пока мы видим только 15 процентов того, что должно было сохраниться. Но и тех данных, которыми уже располагает наука, вполне достаточно, чтобы никто не мог считать библейскую историю вымыслом.
"Когда окончился земной путь Христа, христиане стали почитать все дорогие их сердцу места, связанные с воспоминаниями о Нём и о событиях, готовивших Его приход в мир. Они отмечали их сначала колонами, а потом молельными домами и храмами, которые мы находим теперь повсюду от Красного моря до Галилейского. И все их паломнические маршруты вели сюда – в Вифавару, потому что это место было очень важным для Самого Иисуса".
Здесь народ Израиля впервые пересек Иордан и вошел в Землю Обетованную. Здесь Христос постился сорок дней и был искушаем сатаной, здесь Он обрел первых учеников – Петра, Андрея, Филиппа и Нафанаила, здесь в Него многие уверовали, как говорит Иоанн Богослов, и здесь Он получил известие от Марфы и Марии об умирающем Лазаре и принял решение его воскресить. И, наконец, отсюда Он начал Свое последнее восхождение в Иерусалим, чтобы принять Крещение на Голгофе.
Последнее открытие в Вифаваре археологам подарил уже XXI век – внизу у подножия трех византийских церквей они нашли часовню. Ту, о которой писали древние путешественники. Ту, возле которой человеку впервые открылась Пресвятая Троица.